Налоговые споры

Обращение в арбитражный суд налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей - с заявлениями об оспаривании актов, решений, действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц и рассмотрение арбитражным судом таких заявлений осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.21 части второй НК РФ при подаче в арбитражный суд заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц (применительно к обращению в арбитражный суд речь идет об индивидуальных предпринимателях) - 300 рублей; для организаций - 3000 рублей.

Согласно части 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Там же предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера ФНС России, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном данным Кодексом.

В отношении актов налоговых органов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), предусмотрено, что они могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке (т.е. нет обязательного досудебного урегулирования спора), а в отношении актов ненормативного характера ФНС России, действий или бездействия его должностных лиц - что они обжалуются в судебном порядке.

Применительно к актам налоговых органов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), сохраняют свою практическую значимость следующие разъяснения, данные в п. 75 Постановления Пленума ВАС России 2013 г. N 57:

  • если решением вышестоящего налогового органа по жалобе решение нижестоящего налогового органа в обжалованной части было оставлено без изменения полностью или частично, судам необходимо исходить из следующего. В указанном случае при рассмотрении в суде дела по заявлению налогоплательщика, поданному на основании гл. 24 АПК РФ, оценке подлежит решение нижестоящего налогового органа с учетом внесенных вышестоящим налоговым органом изменений (если таковые имели место), в связи с чем подсудность данного дела определяется по месту нахождения нижестоящего налогового органа. При этом государственная пошлина уплачивается заявителем в размере, подлежащем уплате при оспаривании одного ненормативного правового акта;
  • решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.

Следует также иметь в виду, что в п. 82 Постановления Пленума ВАС России 2013 г. N 57 даны следующие разъяснения:

  • в силу пункта 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативного правового акта указывает в том числе на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя;
  • учитывая эти положения, суд, установив, что во исполнение оспариваемого решения налогового органа с налогоплательщика взысканы суммы налога, пеней, штрафа, в резолютивной части судебного акта указывает не только на признание данного решения незаконным, но и на обязанность налогового органа вернуть из бюджета соответствующие суммы налогов, пеней, штрафов;
  • такой судебный акт в части обязания налогового органа вернуть из бюджета соответствующие суммы подлежит исполнению в том же порядке, что и судебный акт по имущественному требованию, предусматривающий взыскание названных сумм из бюджета.

Наши сотрудники окажут юридическую помощь по защите законных прав и интересов налогоплательщиков по категориям дел, возникающим из правоотношений связанных с налогами и сборами, в налоговых органах и судах.

К данному виду споров относят:

  • Признание акта налогового органа недействительным или незаконным;
  • Взыскание судебных издержек и убытков, причиненных налоговыми органами;
  • Дела об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные налоги, штрафы, пени и т.д.;
  • Иные дела вытекающие из налоговых правоотношений.

Предоставляемые услуги по налоговым спорам:

  1. Анализ решения, вынесенного налоговым органом по результатам проведенной проверки;
  2. Подача жалобы на решение о привлечении лица к налоговой ответственности;
  3. Представление интересов клиента в налоговых органах и арбитражном суде.

Вам предстоят налоговые споры?

Доверьте решение вопросов о налоговых спорах ведущим специалистам в Тольятти. Позвоните сейчас!

+7 (8482) 62-49-63